Центр сертификации
Центр сертификации
+7 (495) 991-21-14
Новости
Единые сертификаты ТС.
16 сентября 2010

Один сертификат, один протокол испытаний и один знак соответствия, по которому можно поставлять продукцию в любую из стран —  участниц Таможенного союза. Такова главная цель соглашения, проект которого рассмотрен недавно на заседании Комиссии нового объединения. Не дожидаясь завершения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания, национальные органы по техническому регулированию уже приступили к формированию перечня единых техрегламентов для Беларуси, России и Казахстана

 

— Мы сейчас находимся на пороге важного мирового события —  формирования нового образования с едиными правилами доступа на рынок, которые коснутся не только всех наших представителей бизнеса, но и внешних игроков, — отмечает Валерий Гуревич, директор Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС). —  Ставится задача разработки технических регламентов для стран Таможенного союза. При этом национальные нормы и требования к качеству и безопасности продукции постепенно будут уходить в небытие. Более того, правительства трех стран отказываются от части своих полномочий и делегируют право по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза. Уже разработаны и находятся в стадии публичного обсуждения проекты 9 техрегламентов ЕврАзЭС, которые планируется в первоочередном порядке принять в качестве техрегламентов Таможенного союза. Кроме того, появится общий знак доступа на рынки трех стран, которым производители станут маркировать продукцию.

 

Какие требования возьмут за основу? Все лучшее, что уже существует в мире и принято в наших государствах. Система технического регулирования в Таможенном союзе будет схожа с европейской, как наиболее оптимальной. В первую очередь единые нормы планируют установить на электротехнику, транспорт, пищевые продукты. Всего около 40 техрегламентов.

 

— Уже на стадии разработки требований к продукции мы ориентируемся на самые жесткие и современные нормы, — подчеркивает Валерий Гуревич. —  Это обеспечит высокую конкурентную способность наших изделий и защитит общий рынок от поставок товаров, которые, скажем, по каким-то причинам не пускают в Евросоюз.

 

Главная проблема: как согласовать единые требования? С момента распада СССР, когда все у всех было одинаковым, прошло без малого 20  лет. И теперь у каждой страны свои стандарты, свои правила доступа на рынок и даже знаки соответствия и маркировка продукции отличаются. А времени для достижения консенсуса не так уж и много. К 2012 году все технические барьеры должны стать историей, товары будут перемещаться свободно, но не в ущерб их качеству и безопасности.

 

Техрегламент может распространяться на десятки, сотни, а то и тысячи наименований продукции. Скажем, если взять техрегламент на автомобили. В нем изложены технические требования к качеству и безопасности всех видов техники: грузовиков, легковушек, автобусов, прицепов и даже запчастей. Беларусь тут не стала изобретать велосипед: готова полностью присоединиться к уже готовым российским техрегламентам, действующим, кстати, с сентября нынешнего года. Поэтому в основу единого техрегламента Таможенного союза на автомобильную технику, скорее всего, будет взят российский документ. А вот к молоку белорусский технический регламент предъявляет более жесткие требования, чем российский. Единый регламент в этом случае наверняка будет содержать некоторые компромиссы и предусматривать переходный период.

 

Тут надо учитывать, что особенно непросто вписаться в новую систему техрегулирования небольшим предприятиям, работавшим исключительно на местный рынок, не знакомым ни с российскими, ни с европейскими требованиями к качеству. Им понадобится временной лаг для технической модернизации производства и особенно испытательного оборудования и лабораторий контроля. Однако, подтягивая до определенного единого уровня наши предприятия, мы повышаем конкурентоспособность экономики наших стран. А это большой плюс.

 

С 1 января будущего года единые документы о подтверждении соответствия можно будет получить на 205 видов продукции: по 51  предусмотрены обязательные сертификаты, а по 154 — декларации о соответствии. Декларирование — одна из распространенных в мире и Европе схем подтверждения соответствия. Таможенный союз идет по тому же пути: все меньше обязывая предприятия получать сертификаты и все больше нацеливая их на декларирование соответствия изделий общепринятым требованиям.

 

— Однако такая степень доверия к производителю неизбежно потребует создания жесткого законодательства, связанного с ответственностью изготовителя за безопасность его продукции, — рассуждает Валерий Гуревич. — Меняя модель технического законодательства, мы должны выровнять меры правового регулирования за невыполнение его норм или их грубое нарушение, в частности размеры штрафов.

 

Если получится, что в Беларуси штраф за торговлю без сертификата соответствия большой, а в России, допустим, маленький, то велик соблазн ничего не делать и поставлять сомнительный товар в страну с меньшим уровнем ответственности. Тем более если возможное наказание будет меньше ожидаемой выгоды. Так что карательное законодательство стран — участниц Таможенного союза также намерены унифицировать до начала будущего года, инициировав изменения в кодексы об административной ответственности.

 

Первые плюсы создания единого таможенного пространства предприятия уже могут оценить. Все три страны утвердили перечень органов по сертификации, которые выдают единые сертификаты или декларации соответствия, и испытательных лабораторий. Это упрощает движение товаров, что, собственно, и является главной целью создания единого таможенного пространства.

 

«Российская газета»



Вы можете подписаться на рассылку наших новостей используя форму ниже.
Введите ваш email:





Контакты | Услуги | О Компании | Бланки заявок | Новости | Предлагаем | Словарь